Спектакль «Топ-топ» дуэта «NEBOLET»
Челябинский камерный театр
23.10.22
А я всегда говорю, что в искусстве существуют только две темы: любовь и смерть.
Спектакль «Топ-топ» начинается как дурашливая детская забава: по чемоданчику бегают две пары туфель, которых ведут кукловоды. Чёрные — мужские. Белые, с бантиком — женские. Парень и девушка. Вот они «встретились», «пофлиртовали», сыграли свадебку на чемодане. Тем не менее, то, что кажется игрой, стремительно превращается в серьёзную драму: невольное расставание, смерть мужчины в страшном марше хаоса. Молодая женщина на дрожащих, подкашивающихся ногах шажок за шажком идёт к гробу супруга. Его больше нет; остался ребёнок. Новый супруг, новая свадьба — малое счастье ценой большого горя.
Авторы, упоминавшие мультипликацию Юрия Норштейна в качестве источника вдохновения, в своём спектакле обновили сюжет из «Сказки сказок»: пары, танцевавшие до войны танго, распадались с её наступлением, и женщины оставались наедине с пустотой. Но дуэт переосмыслил сюжет в своей очаровательной привычке — сначала погладить зрителя по голове, а потом по ней же со всей силы ударить, воскликнув: «А ты думал!»
Такой фокус им удаётся благодаря грамотной работе со зрителями перед самим спектаклем. Шалостью, обаятельными дурачествами и прочим хулиганством они насквозь проламывают четвёртую стену; так, что теряется граница между настоящим и искусственным, не чувствуешь выдумки.
Однако этот же фокус в какой-то момент им мешает. Во время сцены свадьбы кукловоды вышли с табличкой «горько» и взглядами и жестами долго подначивали оробевших от молчания зрителей закричать. А все как онемели: непонятно, что делать, и страшно быть первым.
Отдельно хотелось бы отметить неизменно точный подбор композиций: что на «Топ-топ», что на «БАБАйках» музыка идеально дополняет сюжет. Чего стоит только сцена марша! Абсолютно ужасающая — в том числе благодаря музыке.
Но сомнительным решением было вставить отрывки из фильмов с речью, как бы произнесённые персонажами. В немом спектакле они появляются всего раза три, при этом ощущаются чужеродными и лишними: не дополняют смысл, а повторяют интуитивно понятное.
«Топ-топ» пережёвывает зрителя, мнёт, как гончар — глину, а выводит наружу уже другим. Нависают тяжёлые вопросы современности, от которых хочется убежать, но — нет, не удастся. С нетерпением жду дальнейших работ дуэта.
#NEBOLET #топтоп #театр #челябинск
Фото Алексея Гольянова